Разновозрастная группа

разноволзрастная
У нас в саду разновозрастная группа детей от 3 до 6 лет. Мы глубоко убеждены, что принцип разновозрастности имеет огромные преимущества перед  объединением детей в группы по возрасту:

  • Попадая в разновозрастную группу,  ребенок видит, к чему он реально может стремиться. Понимает, что если другие дети это делают, значит и он сам может этого достичь сейчас или когда немного подрастет. Дети тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, конечно, хотят повторить то, чем занимаются старшие — например, интересуются более сложным материалом. Мария Монтессори пишет: «Занятия старшего близкие возможностям младшего, усиливают его интерес». Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами начинают лучше понимать суть излагаемого, а кроме того, тренируются доносить свои мысли, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.
  • Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребенок, общаясь с младшими детками, может развить в себе лидерские качества. Когда он руководит детьми, или помогает что-то сделать, его собственный авторитет поднимается у него в глазах. Излишне агрессивный ребенок может научиться сдерживать свои порывы, потому что вокруг более младшие дети, которым он может нанести больший вред, чем ровесникам.
  • В разновозрастной группе ребенок имеет возможность сделать выбор в зависимости от собственных психологических потребностей: занять позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим», пытаться все делать самому — это и трудно.
  • Также можно отметить, что в разновозрастных группах более близкие отношения между детьми, похожие на семейные. В группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что если они чего-то еще не могут, им нужно вырасти — «У меня не получается, потому что я еще маленький, вырасту — научусь». Оценивание ребенка осуществляется не в сравнении друг с другом, а по сравнению с его собственными предыдущими достижениями, что согласуется с требованиями гуманной педагогики.
  • Таким образом, разновозрастная группа дает много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, их социализации и обучения.

Разновозрастная группа требует и более тонкой работы педагога: это и правильная организация пространства, и его наполнение, актуальное для каждого малыша; умение педагога наблюдать, вовремя что-то сказать, и, наоборот, промолчать, предоставив детям возможность разобраться самим.

сад 18